Я старался набрать материала по предпродажной подготовке и техническому обслуживанию моноколес. Но мое внимание привлек открытый Ninebot Z10. Спросил, что с ним, а оказалось, что это целая печальная история, которую я вам сегодня и расскажу.
Моноколеса Ninebot Z-серии после старта продаж неожиданно оказались лидерами по количеству гарантийных обращений. Колеса прямо из коробки часто не включаются, так как срабатывает защита аккумулятора. Наше самое первое колесо именно так и не включилось. Но мне на глаза попалось колесо с другой проблемой. Наглядно это выглядит как у пользователя с Facebook (кликайте). Колесо гуляет вперед-назад и не держит толком горизонт. Я как раз застал разобранное колесо:
На контроллере видна такая проблема:
Отгорели контакты у датчиков тока:
При чем сразу у двух. Эти датчики тока на эффекте Холла и рассчитаны они на очень высокий ток. Такие датчики (рассчитанные на высокий ток) были обнаружены только в Ninebot (у Gotway датчики подключены через понижающие ток резисторы и имеют куда более скромные параметры).
Сервисники тут же рассказали, что это частая проблема Z-серии. И для примера притащили еще одно Z10, у которого контакт сгорел только на одном датчике:
Вот крупнее видно, что датчик с левой стороны нормально себя чувствует:
Ребята из сервис-центра пробовали на этом колесе восстановить сгоревшую дорожку. После этого колесо нормально едет, но стоит на нем попытаться заехать в небольшой бордюр с места и все повторяется. Проблема может быть где угодно, но самое простое, это просто взять новый контроллер. Вернее, плату с силовой частью:
Чтобы проверить на сколько такой “ремонт” действительно помогает я решил уточнить у нашего американского коллеги Jason McNeil. Он является владельцем портала eWheels.com и продал довольно много моноколес Z-серии. Джейсон подтвердил, что достаточно заменить одну нижнюю плату и больше проблема не повторяется.
Те же датчики на новой плате:
Обратная сторона новой платы (контроллер разведен на алюминиевой подложке):
Так что ремонт происходит очень просто. Отключаем все провода. Снимаем плату:
Термопаста на старой плате:
Подключаем новую, все соединяем обратно:
И колесо отлично работает:
Но я решил поинтересоваться у Джейсона на счет ситуации с Z-серией: как часто ломаются и много ли у них брака. Джейсон оказался очень эмоционален, потому что от Z10 у него прилично накипело. Джейсон мечтает подать на Ninebot в суд за невыполнение своих обязательство и за низкое качество Z-серии. Брака оказалось предостаточно. В процентах это уже не менее 20% от всех проданных устройств. Проблема же датчиков тока может приводить к оплавленным проводам фаз и даже перегоранию контроллера. И конечно, достаточно проблем с аккумуляторами.
В итоге мнение Джейсона по поводу Z-серии в частности и Ninebot в целом, что это просто кусок мусора. Сплошное разочарование. Для утешения пользователей остается лишь добавить, что подавляющее большинство проблем всплывает при начале эксплуатации. Примерно первые 50км и пара первых циклов зарядки. Если колесо прошло начальный этап, то вероятность снижается до очень низкой.