Моноколеса, Техноблог

Begode MTen3. Самое компактное моноколесо

 

Компания Begode уже много лет выпускает уникальное моноколесо MTen3. Предыдущий обзор в техноблоге я делал, страшно сказать, почти 4 года назад. 2 года назад мне на тест-драйв попал заметно “Б/У-шный” MTen3 я даже записал про это видеоролик. Но всё течёт, всё меняется. Надо посмотреть, что Begode под этим названием предлагает в 2021-м году. А ещё я на нём немного покатался.

Сначала комплект. На обзоре модель 460Вт∙ч с напряжением зарядки 84В.

Зарядное устройство 1.5А. И в комплекте идёт удобный удлинитель ниппеля, без которого накачать покрышку будет огромной проблемой. Не потеряйте.

Вес 11.5кг. Отличный вес для батареи 460Вт∙ч. Это самое легкое в данный момент колесо на рынке.

И конечно, оно самое компактное.

Правда угол педалей не характерен для Begode. Слишком пологие педали. А ещё обратите внимание на то, что корпус имеет форму трапеции, сужаясь к верху.

Верхние подушки довольно толстые, но их всё равно не хватает. На колесо очень тяжело опереться при посадке классическим “длинным шагом”. Опытные владельцы Mten в обязательно порядке сверху клеят дополнительный слой, чтобы было удобно ездить.

UPD: через 20 минут после выхода заметки эти самые опытные владельцы написали мне, чтобы выразить своё несогласие. Они вполне справляются с теми подушками, что есть в комплекте. Хотя я лично видел и общался с владельцами MTen, у которых сверху было наклеено несколько слоев “лапши” для того, чтобы на колесо можно было нормально встать.

Педали от Nikola.

На фоне малыша MTen выглядят откровенно гипертрофированными.

Begode – удивительная компания. Я недавно возмущался, зачем они поставили старые маленькие педали на MSP, ширины которых явно не хватает. А здесь же всё наоборот. Это ж надо додуматься поставить такие широченные лапти.

Передняя панель – всё стандартно. Абсолютно неудобное и нелогичное расположение кнопки включения. Порт зарядки, порт USB и фара.

LED-лента под накладкой смотрится убого. А днём её видно не очень хорошо.

В целом мне нравится цвет колеса, и пластик под карбон дополняет стиль вполне уместно, хотя белый MTen выглядел тоже интересно, но уж слишком быстро он пачкался и терял свой шарм.

Закрывает светодиодную ленту классическая для Begode накладка через весь корпус. Она глянцевая, склонна быстро царапаться и на ней очень хорошо видна пыль, которой колесо обрастает в процессе езды.

Сбоку рядом с ручкой добавлена кнопка сна по аналогии с MSuper Pro. А почему сюда нельзя было просто поставить кнопку включения? Как мы это делали на Begode T3. Это гораздо удобнее и практичнее. Если легко включить-выключить колесо, то и кнопка сна по сути не нужна. Такую переделку легко сделать самому или попросить ребят из сервисного центра.

Покрышка MTen3 широкая.

Производитель Innova. Я так понимаю, что Begode часто меняет поставщика покрышек. Потому что я видел несколько разных вариантов.

Размер покрышки 70/65-6.5. Я так понимаю, что 70/65 – это высота в мм и отношение её к ширине, а 6.5 – это диаметр обода колеса в дюймах.

 

Коротенький бескамерный ниппель сразу закрыт металлической крышкой. Это хорошо.

Параметры покрышки удивляют. Максимальный вес в 70кг ещё можно понять. Это давняя традиция, но максимальное давление в 2 bar, это по-моему слишком мало. Производитель заявляет нагрузку до 100кг, но с таким давлением только мять обод на бордюрах. Впрочем, у меня большие сомнения, что это колесо вообще подходит под 100кг. Я вешу 90 с небольшим, немного покатался и у меня есть четкое понимание, что это колесо для очень легких райдеров или даже детей.
Так же в сервисе мастера мне подсказали, что такая покрышка склонна собирать битое стекло и строительный мусор. Это приводит к проколам. Но камеры в колесе нет, заклеить её проблематично и приходится менять покрышку. Установка жгутиков, как на автомобиле, даёт биение при езде и опять же не очень надежный способ, так как покрышка довольно тонкая. На сколько мне известно, любители этого колеса до сих пор в поиске удобной, качественной и ремонтопригодной в полевых условиях покрышки.

UPD: мне написали владельцы MTen и рассказали, что есть резина, которую могут посоветовать. Это Покрышка 85/65-6.5 YUANXING. Они доступны в розничных магазинах по продаже электросамокатов. Есть несколько вариантов. Бывает даже направленная покрышка. Но в целом именно этот производитель с агрессивным протектором показал себя хорошо на MTen3.

Уже при весе 70кг при попытке проехать на одной ноге покрышка начинает очень неприятно шоркать внутри корпуса. Очевидно, что не хватает жесткости корпуса. И это очень грустно. Подо мной резина издаёт страшные звуки просто в повороте, когда пытаешься держать колесо на внешней (по отношению к центру поворота) голени, чтобы не зацепиться педалями за асфальт.

Лично мне не хватает телескопической ручки, даже не смотря на скромный вес колеса. Она продаётся, как отдельный аксессуар. В наличии, правда, на момент написания заметки её нет, поэтому не могу показать, попробовать и рассказать, как она в использовании.

После первых 200-т метров понимаешь, на сколько же неудобны большие педали. Они на столько широкие, что с непривычки я сразу зацепился за какую-то коробку. При поворотах эта ширина тоже мешает, педали очень стараются скрестись о землю. Но самое опасное – это бордюры и препятствия на дороге. Из-за избыточной ширины есть риск притереться, что скорее всего закончиться падением. Но это ладно. Куда неприятнее ощущение от плавающих педалей. Колесо очень легко продавливается, особенно на торможении. Это какая-то новая особенность колес Begode? Появляется ощущение, словно балансируешь на жердочке. Мне это было очень некомфортно и страшно, хотя я езжу обычно на совсем слабеньком по современном меркам Kingsong 14D с напряжением 67В. Ещё один намёк, что это колесо для очень легких райдеров. Но если это детское колесо, то зачем эти огромные лопухи?
Широкая покрышка MTen вносит свои особенности в управление. На этом колесе будет проще научиться новичкам, так как оно более устойчиво на маленьких скоростях. При этом оно легко поворачивает. Но при повышении скорости начинается обратный эффект, колесо становится избыточно вертким. При проезде даже самых безобидных небольших неровностей оно стремится куда-то повернуть, словно живёт своей жизнью в ногах. К этому нужно привыкать и больше доверять самому колесу, чтобы оно ехало, как ему удобнее, а не как хочется райдеру.
Но зато, если на пути встречается длинная лесенка, то MTen легко подхватываешь и бежишь наверх. Зачем заезжать в горки и мучить колесо, если в них можно просто забежать?

 

MTen3 в сервисном центре. А значит будем его разбирать.

Сначала надо снять педали.

Проблем с откручиванием нет. Фиксатор резьбы на месте.

Схема корпуса, как в моноколесах 2015-го года. Т.е. у нас есть две половинки, которые прикручены к стойкам педалей. Поэтому, чтобы добраться внутрь, надо полностью разбирать корпус на две половины и откручивать от стоек педалей. Никаких “окошечек” для обслуживания не предусмотрено. Начинаем с левой половины корпуса.

Сначала отклеиваем подушки. Клейкая лента остаётся на корпусе.

Отклеиваем и её.

При сборке надо будет заменить ленту на новую. Откручиваем винты. По центру – магнит для фиксации педалей.

Снимаем глянцевые накладки. Они никак не прикручены, просто держатся на защелках.

Откладываем накладки в сторону.

По центру корпуса – светодиодная лента.

Чтобы разобрать колесо её надо просто отклеить.

По периметру ищем и откручиваем все саморезы, которые стягивают две половинки корпуса.

Корпус можно открывать.

Снимаем левую половину.

На другой стороне у нас остаётся двигатель, аккумулятор (под желтой наклейкой) и контроллер, который расположен над аккумулятором.

На задней заглушке корпуса расположился “бипер”. Он большой и громкий, как в других моделях Begode.

Передняя панель имеет недостаточно качественную гидроизоляцию.

Очевидно, что вода в случае затопления обязательно найдет способ пробраться внутрь фары и кнопки включения.

На левой половине корпуса расположена кнопка сна.

Она просто врезана в корпус и промазана герметиком.

Откручиваем двигатель от правой половины. Чтобы его снять надо отключить кабель. Чтобы провод не цеплял за двигатель в арке установлен пластиковый хомут. При езде всё это будет обильно зарастать грязью.

Провод уходит в верхний отсек корпуса через пластиковую заглушку. Всё внешне промазано герметиком, но на самом деле стоило только немного её пошевелить и заглушка осталась в руках.

На другой половине аналогичное решение, хотя провода здесь нет. Просто крышки корпуса отливаются на заводе одинаковыми.

Хотелось бы отдельно отметить возможности по гидроизоляции MTen3. Корпус, как я уже отмечал, очень “жидкий”. Он весь гуляет. Полукруглый стык арки колеса никак не промазан, он не способен держать влагу. Никакой прокладки не предусмотрено. Хотя сюда просится H-образный резиновый уплотнитель. При сборке этот стык промазать очень сложно. Да и что это даст? Здесь очень тонкий пластик, который постоянно играет и герметик попросту отойдёт со временем. Поэтому в колесах, на которых ездят даже просто по сырому асфальту, внутри над аркой образуется болото из грязи. Колесо ни при каких обстоятельствах не стоит класть на бок. Контроллер находится высоко. Поэтому даже если внутрь попала вода, она так просто не доберется до контроллера. Можно залить контроллер и выходы в батарею компаундом. Это будет гарантировать то, что контроллер не сгорит, но, если ездить по плохой погоде в верхнем отсеке всё равно будет болото, которое рекомендуется всё таки периодически чистить.

Двигатель.

На оси установлены компактные стойки. К сожалению, диаметр оси так и не увеличили. И, как показывает опыт прошлого сезона, она склонна к поломке. Ось просто переламывается со стороны проводов. Для тяжелых райдеров или агрессивной езды с постоянными спрыгиваниями с бордюров такая ось противопоказана.

Сухари – прямые, нового образца. В нашем экземпляре установлены без перекоса.

Чтобы стойка не промялась используется усилитель в виде толстой стальной шайбы.

Ось со стороны проводов. Обращаю внимание на минимальный зазор между осью и крышкой двигателя. Подшипник не виден совсем. Сюда очень удобно накидать густой консистентной смазки, чтобы дополнительно защитить подшипник от проникновения влаги и грязи. Рекомендую это сделать до начала эксплуатации.

По краю крышки двигателя виден вытекший засохший синий герметик или клей, который не пожалели при сборке.

Винты крышек с фиксатором резьбы.

Снимаем крышку.

На ободе видны следы герметика. У меня нет претензий к герметизации крышек.

На крышках тоже видно остатки герметика. Подшипники – 6003RS.

Следов ржавчины на статоре нет. Правая сторона немного притерта. Но это было сделано на этапе производства…

…потому что магниты новые и целые.

Ширина магнитов 40мм.

Магнитопровод чуточку уже.

Качество ручной намотки двигателя.

И с другой стороны.

Датчики холла.

Маркировка.

Центральный датчик холла перевернут на 180°.

Перехожу к контроллеру. В разрыве цепи питания на MTen3 предохранителя не обнаружено.

Контроллер расположен в корпусе в самом верху прямо под ручкой. Для охлаждения используется вентилятор.

Контроллер прикручен к пластиковому кожуху аккумулятора. А он в свою очередь прикручен и дополнительно вклеен в корпус. Квадратная “Сеточка” сверху – это клейкая вспененная прокладка.

Вид на правую половину корпуса со снятым двигателем и аккумулятором.

Кожух аккумулятора выполняет роль рамы. С ним корпус имеет хотя бы какую-то жесткость. Голая половинка корпуса легко гнется и играет в любых направлениях.

Видно, что контроллер на 12-ти полевых транзисторах. 4 года назад хватало и 6-ти.

Снимаем вентилятор для удобства. Контроллер старого поколения, если судить по разнесенным фазам двигателя. Транзисторы в корпусе ТО220. Хотя я лично не помню, чтобы с силовой частью MTen когда-то были проблемы.

12В вентилятор. В маркировке не указан тип подшипника. Значит, скорее всего, этот вентилятор быстро загудит. Интересно, что вентилятор прикручен пластиковыми винтами.

Откручиваем радиатор контроллера от кожуха аккумулятора. Раньше винты были прикручены через шайбы. А теперь нет. Без шайб маленькие шляпки винтов проминают и портят пластик. Левее в кожухе аккумулятора отверстие. Хотя сам кожух промазан со всех остальных сторон герметиком.

Справа тоже отверстие для выхода проводов.

Так выглядит снятый с кожуха контроллер.

Вид в профиль. По центру под платой теплопроводная площадка.

Под контроллером стык кожуха тоже промазан герметиком.

Открываем. Видны балансировочные резисторы BMS аккумулятора. BMS выполнена в виде двух плат, соединенных силовыми проводами.

Извлекаем аккумулятор из кожуха. Стенки проложены вспененным материалом.

Аккумулятор запакован в два слоя термоусадки и дополнительно загидроизолирован с торцов.

По маркировке можно узнать, что в аккумуляторе используются элементы Panasonic NCR18650BD. Емкость их 3200мАч, максимальный ток 10А. Посчитаем емкость исходя из “моноколесного” напряжения 3.7В: 20 элементов x 2 параллели x 3.7В x 3.2А∙ч = 473,6 Вт∙ч. Надо же. Begode не стал завышать емкость и даже посчитал её исходя из 3.6В номинала.

MTen3 – колесо необычное и в некоторых случаях просто незаменимое. Кроме того, его широкая покрышка даёт интересные ощущения от езды. Поэтому у колеса есть своя ниша и своя группа поклонников в Телеграм. Присоединяйтесь, если вас заинтересовал это колесо. Ребята отзывчивые, думаю, что помогут и ответят на интересующие вопросы.

Кстати, надеюсь, что в скором времени появится видео-обзор этого интересного моноколеса. Снимает Стас Засыпкин, а в главной роли Игорян. Должно быть очень интересно. Ждите.

Это личное мнение автора статьи. Оно может не соответствовать действительности. Самую актуальную информацию вы всегда можете получить у менеджеров или у завода-изготовителя.

Чтобы подобрать моноколесо под рос, вес, условия и опыт катания напишите нам в ->Телеграм<-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *