Моноколеса, Техноблог

Veteran Sherman. Тест нагрева после гидроизоляции

Несколько раз я слышал мнение, что, мол, гидроизоляция портит охлаждение моноколес. Для меня это слышать было несколько странно. Потому что компаунд обладает хорошей теплопроводностью (уж точно лучше чем воздух) и по идее наоборот должен помогать охлаждению. Особенно частая “бомбёжка” по этому поводу была в стане моноколес Begode и Sherman. Вот на примере последнего я и стал разбираться в вопросе. У Sherman есть нижняя часть радиатора, которая продувается за счет вентиляционных отверстий. Так же есть встроенные вентиляторы, но эффективность их даже конструктивно вызывает сомнение, потому что они не способны ничего серьёзно охладить. Ведь они гоняют воздух внутри закрытого отсека.

Я очень обрадовался, когда узнал, что такой запрос поступил от заказчика и есть такое колесо, на котором всё это можно проверить до и после гидроизоляции. Для тестов я решил отправиться в Крылатское. Температура выше 30° в тени. За 13км трассы происходит набор высоты 240м. Дорога свободная, у меня получалось держать скорость 35-50км/ч. Горки в Крылатском довольно крутые до 15°. К сожалению, опыт езды на Sherman у меня очень скромный, поэтому на такой извилистой трассе набрать 60км/ч для меня было проблемой. Но в горки нагрузка в любом случае хорошая, даже на небольшой скорости (35км/ч). Скорость выше 60км/ч я проверил на гребном канале, это рядом. Дорога там ровная, днём никого нет, и никто не мешал.

Сначала я взял колесо в заводском виде. Включил и поставил к стенке. Довольно быстро температура выросла до 58°. Я сверил данные с Алексеем Сахаровым. У него температура даже под нагрузкой не поднимается выше 50°. Очевидно, что в разных колесах датчики имеют довольно заметное расхождение в данных. У меня уже при включении температура была 45° и почти сразу поднималась до 50°С. Если колесо просто стоит у стенки, встроенные вентиляторы не крутятся вообще и температура начинает расти ещё выше. Если колесо немного пошевелить, то включаются вентиляторы. Температура начинает падать. Но не сильно. Она опускается на 3° и дальше падать перестаёт. Я пробовал повторить этот эксперимент на улице. Когда температура достигает 65°, вниз на месте температура практически не опускается. Встроенные вентиляторы по сути ничего не дают. Температура в итоге падает до 60°, но ждать придётся очень и очень долго.

Гораздо проще, как оказалось, охладить контроллер ездой на скорости 30-35км/ч по ровной дороге. Это оптимальная скорость, при которой контроллер начинает заметно терять температуру. Это работает тот самый воздух снаружи, продувая нижнюю часть радиатора. Я проехал полтора круга по велотрассе и температура не превышала 60°.

Поэтому я попробовал сделать маятник на месте (тик-так). Буквально 20 секунд и температура вырастает на 5°. В итоге я разогрел контроллер до 73°С. После того, как оставлял колесо в покое, температура довольно быстро опускается на 3° вниз и дальше снова перестаёт падать.

Мой телефон, которым я снимал логи, почему-то очень неохотно обменивался информацией с колесом. Многие локальные данные в графике не отображены. Но общую тенденцию понять можно. При езде температура держится в диапазоне 57-60°. Ниже не падает, даже если очень стараться. Температура растёт при езде в горку, на разгонах и при скоростях выше 55-60км/ч в зависимости от направления ветра. Растёт уверенно, но не быстро.

к

После гидроизоляции я взял другой телефон и здесь ситуация с логом встала на свои места. Все данные записывались четко. На колесе я поехал с остатком заряда после первой поездки. Поехал туда же.

Но сначала я его включил и поставил к стенке. Первое, что я заметил, что температура не поднялась сразу до 54°, как это было до гидроизоляции. Температура стала подниматься довольно медленно. Очевидно, что свою роль играет теплоёмкость компаунда, а возможно и более хороший теплоотвод с области датчика температуры, который, к слову, я не знаю, где расположен.

Я не стал долго ждать и поехал в путь. Температура в поездке потихоньку набрала свои 57°. И выше 58°С поднималась очень неохотно. Сразу стало заметно, что температура стала более стабильной нежели до гидроизоляции. Т.е. даже очень активный заезд в горку не даёт сразу 60°С на экране, как это было в предыдущий день тестирования. Поэтому я перешел к фазе активного нагрева – это маятник на месте. Какого же было моё удивление, что я упорно делал маятник изо всех сил, периодически продавливая колесо, но температура росла очень неохотно. Чтобы догреть до 70° мне пришлось мучить колесо 3 с лишним минуты изо всех сил. В то время, как без гидроизоляции мне хватило бы одной минуты без особых усилий. Очевидно, что компаунд сильно сглаживает процессы. Дальше я поставил колесо и температура не стала сразу падать, как было в прошлый раз. Она подержалась на уровне 70° и стала падать очень-очень медленно. А потом и вовсе замерла. Этот момент хорошо виден на графике выше. В итоге мне надоело ждать и я поехал со скоростью 35км/ч. Температура быстро упала до прежнего уровня в районе 58°.

Как же выглядит гидроизоляция контроллера.

Контроллер и дисплей залиты сверху полностью.

Залиты обильно, полностью закрывая плату.

Полевые транзисторы тоже полностью залиты. Но теперь заливка происходит в два этапа. Сначала плату снимают и заливают обратную сторону, там где находятся транзисторы.

Затем плату уже заливают сверху после установки обратно. Это позволяет встроенным вентилятором хоть как-то продувать пространство под платой. Конечно, это особо ничего не даёт. И это видно по моему эксперименту, но вентиляторы хотя бы немного гоняют воздух по отсеку, хотя в целом их можно совсем убрать и ничего глобально не изменится.

По итогу теста я смело делают вывод, что Sherman с гидроизоляцией имеет даже меньшую склонность к перегреву за счет теплопроводности и теплоёмкости компаунда. В целом же нагрев остаётся примерно на том же уровне. Потому что, как я и предполагал в самом начале, основное охлаждение происходит за счет набегающего извне воздуха. А разница в нагреве разных аппаратов обусловлена лишь настройкой термодатчиков, которые в итоге дают просто разные значения.

Это личное мнение автора статьи. Оно может не соответствовать действительности. Самую актуальную информацию вы всегда можете получить у менеджеров или у завода-изготовителя.

Чтобы подобрать моноколесо под рос, вес, условия и опыт катания напишите нам в ->Телеграм<-

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *