Моноколеса, Техноблог

Разбираем Veteran Sherman из первой поставки. Много удивительных открытий.

Не пропустите предыдущую заметку, ели вы ее еще не читали. Там много симпатичных фото и размышлений о внешнем виде. А в этом выпуске только “кровь-кишки”.  Генерал на столе, обратного пути нет, приступаем к вскрытию.

Боковая крышка на винтах. Аккумуляторы оклеены вспененным неопреном с клейкой основой. И хотя треть поверхности клеящаяся, крышка снимается легко.

Потому что вся крышка в ребрах жесткости.

С другой стороны нам не удалось открутить педаль. Установочные винты намертво приклеены фиксатором резьбы.

И тут нас ждал первый сюрприз. Боковую стенку можно ухитриться снять и так.

Чтобы снять верхнюю крышку корпуса надо разобрать ручку.

Конструкция стандартная, напоминает Kingsong.

Крышка не снимается. Ее держат два провода от пищалки и дисплея.

Аккумуляторы отключаем тоже. Каждый из них подключен одним коннектором XT60.

Верхняя крышка изнутри.

В просвет платы видно как устроен бортовой компьютер. Слева и справа у нас торчат кнопочки и под них в корпусе крышки предназначены круглые отверстия. По центру экран, и у него есть свое окошко с окантовкой. Отверстия сквозные и защищены только приклеенной накладкой сверху.

У нашего Шерми эта накладка была с завода плохо приклеена. Виден прямой доступ к отверстиям кнопок. Похоже поверхность недостаточно обезжирена или просто некачественный клей. Я бы советовал переклеить. Иначе влага унесет с собой жизнь бортового компьютера. Кстати, завод ответил, что они уже в курсе о проблеме и уже успешно ее решили. В следующих партиях не стоит переживать за влагозащиту дисплея и кнопок.

Хорошо виден профиль направляющих телескопической ручки.

Отключаем двигатель.

Снимаем кенгурятник.

Он выполнен из двух гнутых стальных труб. Стенки трубы примерно такие же как у приваренной поперечены под фонарь. Трубы просто вставлены в стойки педалей. Там они никак не крепятся. Туда залито немного герметика, так что трубы получаются приклеены. Вытащить их не очень просто.Трубы также немного гнутся. Получается, что на стойки продольно ничто не давит. Да и труба держит конструкцию в основном за счет пластикового корпуса. Сам по себе кенгурятник бесполезен. Зато эти трубы даже будучи просто вставлены в стойки отлично скрепляют половинки внутреннего корпуса. Так что он не разойдется, как Gotway MSuper, даже после очень серьезного удара или падения. Будут ли влиять трубы на поперечный изгиб стоек не известно. И еше интересно сколько будет стоить набор кенгурятников отдельно.

Винты стоек педалей под шестигранник. Откручиваем.

Перед тем, как извлечь двигатель, я хочу немного рассказать про аккумуляторы. Вскрывать сборки мы не стали, благодаря быстрому отклику от производителя, который предоставил фотографии внутренностей. Розовые элементы Sanyo – это 18650GA с емкостью 3500мАч. 15 элементов в ряду, 60 элементов в упаковке, всего 4 упаковки, получаем 240 элементов. Напряжение заряда 100V, что соответствует последовательности из 24 элементов. Легко получаем формулу аккумулятора Шермана: 24s10p. Пересчитываю емкость по обычной “моноколесной формуле” (т.е. 3.7В, как номинал): 3.5Ач*3.7В*240шт=3108Втч. Т.е. правильные было бы указать емкость 3100Втч. Производитель немного “округлил”.

Как все организовано. Не смотря на 4 блока, у нас на самом деле всего 2 сборки. Просто каждая из сборок разделена на 2 части. BMS также разделена на 2 части. На аккумуляторе в итоге идет только один силовой провод и еще один провод сигнальный.

Как же реализована защита? Во-первых на силовом плюсе присутствует массивный предохранитель для защиты от короткого замыкания. Кого-то это может испугать, но предохранитель здесь действительно массивный и рассчитан на высокий ток, так что если он сгорит, значит ситуация была критической. У каждой сборки свой отдельный предохранитель. В случае же перезаряда или чрезмерного разряда (перерарзряда) отдельного элемента BMS “видит” такое положение дел и по сигнальному проводу отправляется соответствующий сигнал в случае проблемы (два варианта: перезаряд или перазряд). Как вы наверное заметили, на BMS нет никаких ключей (т.е. транзисторов, которые бы размыкали цепь), поэтому блокировкой аккумулятора заниматься будет непосредственно контроллер. Именно контроллер отключит зарядку или выдаст пользователю предупреждение при низком заряде даже отдельного элемента. Такой принцип работы выглядит неплохо и отличает BMS от Gotway и Kngsong, которые контролируют нижний порог только по суммарному напряжению сборки. Sherman в этом смысле чем-то напоминает Inmotion.

Кстати аккумуляторы довольно неплохо держались на внутреннем корпусе и пришлось приложить усилие, чтобы их отклеить.

Так пугающее теперь выглядит отверстие воздухозаборника спереди.

А мы тем временем сняли двигатель.

Крепление стойки сделано на манер Gotway.

Гайка обильно промазана фиксатором резьбы. Под стойкой расположена круглая толстая шайба с формованным под профиль оси отверстием. Она нужна, чтобы не продавить алюминиевую стойку. Под ней еще стоит проставочное кольцо. Как видно, ось можно было сделать и потолще. Внутренний диаметр позволяет.

Арка колеса. Очень похоже на Gotway. Стаканы крепления двух половин выходят прямо в арку.

Шов ровный и красивый. Качество литья пластика выше чем у Gotway MSuper, у которых в арке всегда были традиционно волны.
Возвращаюсь к двигателю, который вскрыл мастер, пока я рассматривал арку.

Сюрприз – два в одном. Но вместо шоколадной глазури у нас тут “ржа”. Подшипник совершенно ржавый. Видимо он где-то очень долго лежал. Но с другой стороны обратите внимание на его размер. Это 6004. Такой же подшипник стоит где? Правильно в Ninebot Z-серии. Вот это поворот.

Синий клей на крышке, как гидроизоляция. Где мы это видели? Конечно, у Kingsong. Я не знаю, что за производитель у двигателя Sherman. Никаких фирменных отметок я не нашел. Поэтому возможно, что это просто совпадение.

Обод рядом с магнитами тоже весь ржавый. По-моему Veteran кто-то неприятно подставил.

На магнитах какая-то непонятная грязь.

И опять сюрприз. Вы видите? 35мм ширина. Но и это не всё.

Магниты шире и их меньше.

Сердечник тоже 35мм.

Кругом следы сочащийся ржавчины. Магнитопровод тоже долго лежал на складе.

Количество полюсов тоже меньше, чем у обычного двигателя такого размера.
Я посчитал. 54 полюса на 48 магнитов. Все привычные 16 и 18-ые движки имеют формулу 63 на 56. Вот так сюрприз. У меня сейчас нет времени и возможности рыться по форумам и умным статьям, как именно, и на что это влияет. Кто хочет поделиться – напишите мне (можно здесь в комментариях), я обязательно все прочту и исправлю упущение. А пока просто делаю вывод, что это совершенно “новый” для моноколес движок. И было бы еще лучше, чтобы он был новым без кавычек, т.е. не ржавым, грязным и вообще не ясно из какого места извлеченным.

Потому что, когда я глянул на обмотки, то меня чуть ли не хватил сердечный приступ. Мало того, что они облиты нипойми какой… субстанцией, они еще местами с кусками оплавленного припоя. Я глазам не поверил.

Целиком сердечник с одной стороны. Датчика температуры в двигателе нет.

И с другой. Типичный по качеству уровень намотки статор.

Ось двигателя не приварена нигде.

Под фиксирующим колечком видно шпонку.

С двигателем на сегодня всё.

Вроде вот он контроллер, а вытащить его у меня не получилось. Это даже показалось мне забавным.

Во-первых он крепится вот этими четырьмя саморезами. Во-вторых он просто ни в какую не вылезает вверх. Нет места. Поэтому решаю располовинить корпус.

Извлекаю большие массивные винты. Их 8 штук. И корпус распадает на две половины:

Контроллер также легко отделяется.

А вот, как выглядит изнутри “загадочный” воздуховод. Панелька с X-ом – отдельная вставная деталь. Под алюминиевое основание контроллера в пластике имеются вырезы в ребрах. Сам контроллер помещается в нишу без уплотнителей. В теории влага может выдавливаться вверх. Любители “улучшайзинга” найдут здесь себе поле для творчества.

Вот так выглядит контроллер на своем основании. Т.е. воздух из отверстий корпуса поступает прямиком в эти полости в основании. У уплотнять от влаги можно лишь верхний край.

На сколько удалось разглядеть под платой никакого лака нет и в теории, если туда попадет вода, она может неприятно провзаимодействовать с контактами полевых транзисторов, которые там расположены. Их, кстати, 12 штук и в целом контроллер чем-то очень напоминает MSX-контроллеры 19 года.

Корпус полевиков – ТО-247. Радиатор вообще не выходит в колесный отсек. На сколько такая схема эффективна, покажет время.

В целом решение очень интересное. Попробую объяснить. Из всей электроники у нас есть: 1. контроллер, 2. бортовой компьютер с кнопками, 3. фары. Еще есть датчики холла в двигателе, но это нас сейчас не интересует. Смотрите. Фары подключены внешними проводам сверху непосредственно рядом с контроллером. Дисплей с кнопками прямо над контроллером и выходят в тот же отсек. Контроллер не выходит в колесную арку и вода оттуда не может на него повлиять. Что мы получаем? Что колесо очень хорошо защищено от воды. Внутри него нет никаких дополнительных полостей, как у колес Gotway, Kingsong или Inmotion, где есть какие-то платы, светодиоды, кнопки и прочая электроника, которая может пострадать от влаги. У нас здесь контроллер на возвышении в верхней точке корпуса и под колпаком, внешние фары на коннекторах и самое слабое место – это бортовой компьютер. Вот его накладочку хорошенько приклеить, и если не топить колесо в пруду или под душем, а также не гонять под ливнем стеной, то можно быть спокойным. Электронику не зальет.

В целом по колесу и отдельным его моментам выводы делать пока не хочу, да и не интересно. Его основная проблема остается там же – вес колеса. Этот минус для меня лично перекрывает практически все достижения. Еще хочется рассказать о его поведении на ходу. Но такая заметка выйдет, если хватит сил и терпения.

Это личное мнение автора статьи. Оно может не соответствовать действительности. Самую актуальную информацию вы всегда можете получить у менеджеров или у завода-изготовителя.

Чтобы подобрать моноколесо под рос, вес, условия и опыт катания напишите нам в ->Телеграм<-

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *